Мартин Скорсезе почти всю свою карьеру работал с режиссером монтажа Тельмой Шунмейкер: вместе они разработали несколько техник, которые стали визитной карточкой их совместных фильмов.
Стоп-кадр
В своих фильмах Скорсезе заигрывает с самим понятием времени. В этом ему помогает использование стоп-кадров. Режиссер нарушает плавное течение фильма, однако делает это с таким мастерством, что зрители не чувствуют раздражения, а только глубже погружаются в фильм. Как пример можно привести сцены из «Славных парней».
Моменты, в которых применена техника стоп-кадра, важны для повествования: таким образом, Скорсезе хочет привлечь зрительское внимание. Однако он был далеко не первым, кто использовал подобный прием. В частности, Франсуа Трюффо заканчивает свой фильм «Четыреста ударов» именно так. Это доказывает, насколько действенным может быть стоп-кадр, если применить его в нужное время.
Фотовспышки
В одном из своих интервью Тельма Шунмейкер рассказала, что во время съемок «Бешеного быка» 90 тысяч долларов было потрачено только на покупку ламп для фотовспышек. Звукорежиссер Фрэнк Уорнер, в свою очередь, добился, чтобы при их срабатывании раздавался аутентичный звук, похожий на то, как звучали фотоаппараты в 40-50-х годах XX века.
В картине «Авиатор» вспышки создавали эффект дезориентации в сцене, где Говард Хьюз идет по красной дорожке. Вспышка фотокамеры у Скорсезе – это своеобразное вторжение в кадр, небольшой взрыв. Оператор фильма Роберт Ричардсон рассказывает:
«Нам пришлось сделать несколько креплений для фотовспышек: каждое могло удержать до 20 штук. Они были устроены таким образом, чтобы с помощью специального инструмента, похожего на иглу, можно было добиться их одновременного срабатывания. Однако для сцен, где Говард заходит в театр и выходит из него, для создания требуемого эффекта вспышек уже было недостаточно. Поэтому мы использовали прожектор Maxi Nine Light: мы включали его на полную мощность, а после убавляли свет. Таким образом, достигался особый эффект, когда примерно 11 кадров получались передержанными: на видео можно было видеть только зрачки персонажа. В результате при просмотре появлялось ощущение тревоги».
Подход Скорсезе к использованию фотовспышек повлиял на многих режиссеров, в том числе – на Пола Томаса Андерсона, прибегнувшего к ним в фильме «Ночи в стиле буги», где, правда, с их помощью создается совершенно другое настроение.
Примеры этих и других монтажных техник в фильмах Скорсезе можно увидеть в следующем ролике:
Свежие комментарии